Как и предсказывали большинство специалистов, "предвыборное" наступление на "автогражданку" быстро захлебнулось. Теперь ее поддержал Верховный суд, отменив октябрьское решение своей коллегии по гражданским делам, устранявшее "несправедливый" повышающий коэффициент, связанный с мощностью двигателя, а также так называемый "фактор оседлости" автомобиля.
РБК daily,
16 декабря 2003 г.
ОСАГО вышло из осады 1493 просмотра
Парламентарии не стали "замораживать" закон, а Верховный суд - отменять "коэффициенты за мощность"
Как и предсказывали большинство специалистов, "предвыборное" наступление на ОСАГО быстро захлебнулось. Сначала депутаты, создав немалый шум вокруг идеи "заморозить" на год, а затем пересмотреть закон и тарифы обязательного автострахования, в последний момент "ушли в сторону", то есть отказались рассматривать соответствующие "либеральные" поправки во втором и третьем чтениях. Одновременно правительственные чиновники, а также руководители Совета Федерации, поговорив о том, что, мол, надо внимательнее учитывать интересы рядовых автолюбителей, все изменения в ОСАГО в итоге отложили до следующего года. Сейчас линию "с избранного пути не свернем" поддержал Верховный суд, отменив октябрьское решение своей коллегии по гражданским делам, устранявшее "несправедливый" повышающий коэффициент, связанный с мощностью двигателя, а также так называемый "фактор оседлости" автомобиля (когда стоимость полиса привязывалась к месту жительства собственника, а не реального пользователя машины). В сущности решение суда первой инстанции двухмесячной давности было единственным реальным завоеванием противников ОСАГО в его действующем виде. Коэффициент 1,5, указанный в правительственном постановлении от 7 мая, отменялся как необоснованный. Создавался прецедент для отмены и прочих "двигательных" надбавок (для машин с мощностью двигателя от 160 до 200 л.с. действовал коэффициент 1,7; от 200 л.с. - коэффициент 1,9). Таким образом, могла быть облегчена участь сотен тысяч владельцев как отечественных "Волг", так и подержанных иномарок. Противники "коэффициента за мощность" указывали, в частности, что такой пункт противоречит мировой практике обязательного, да и добровольного автострахования. Не случайно, что на подобное новшество нет и намека в тексте российского закона об ОСАГО, принятого в апреле прошлого года. Однако в правительственное постановление соответствующий пункт попал. Были подозрения, что за этим пунктом стояли лоббисты отечественного автопрома: необходимость платить за страхование "мощных" машин (в подавляющем большинстве иномарок) лишний раз "стимулировала" покупать отечественные малолитражки. Вроде бы другого объяснения не рождалось, тем более что члены РСА от этого пункта всячески отрекались: это новшество в тарифах, мол, дело Минфина, а нам от него ни жарко, ни холодно. Оказалось, последнее утверждение не совсем справедливо. Иначе бы иск в Верховный суд о восстановлении "коэффициента за мощность" вместе с Минфином не подал бы РСА. Видимо, этот факт не удивителен: в конце октября генеральный директор РОСНО Леонид Меламед жаловался на то, что ОСАГО убыточно, а делают его таковым в основном маломощные (менее 95 л.с.) транспортные средства. Получалось, что "облагаемые по полной" более резвые машины еще дают какой-то шанс автостраховщикам выйти "в плюс". Поэтому итоговое решение Верховного суда автостраховщики встретили с облегчением. Что касается ОСАГО в целом, то оно продолжает вступать в свои права: с 1 января за отсутствие соответствующего стикера на лобовом стекле автовладелец должен платить штраф. Конечно, еще не факт, что система обязательного автострахования заработает в полную силу. К 1 декабря полисы ОСАГО приобрело, по оценкам РСА, 7 млн человек, еще 3 млн президент РСА Евгений Кургин ожидает увидеть в офисах страховых компаний до конца текущего года. Значит, еще минимум 15 млн автовладельцев останутся с 1 января "на нелегальном положении". Справиться с этой армией "подпольщиков" без особой активности ГАИ будет нелегко. Нелегко будет бороться и с другой проблемой - волной фальшивых полисов ОСАГО. Или даже не фальшивых, а настоящих, отпечатанных на "Гознаке", но официально выведенных из обращения, а затем, как Феникс, "восставших из пепла". По некоторым данным, с 1 июля до 7% (более 1 млн) уже отпечатанных полисов оказались в категории "испорченные", и часть из них наверняка превратилась в огромный резерв для мошенников. Объявились в области ОСАГО и другие проблемы. Первая из них предсказывалась заранее: рост вызовов сотрудников ГИБДД в случае ДТП (застрахованные жаждут теперь разбираться "цивилизованно"). Несмотря на все приказы руководства, автоинспекторы далеко не всегда справляются с жестким графиком прибытия на места происшествий. И в будущем проблема возрастет (хотя справедливости ради следует отметить, что "виновато" здесь не только ОСАГО, но, в частности, и растущий охват населения мобильной связью). Еще один тревожный момент - рост числа аннулированных договоров по ОСАГО. Пройдя, к примеру, техосмотр, автовладельцы расторгают договор ввиду обнаружения в нем каких-то неточностей и шероховатостей (получая назад свои деньги, правда, не полностью). Проблемы проблемами, а в целом караван ОСАГО идет вперед - доставляя кому трудности, а кому - радости. Ведь рассуждения некоторых членов РСА об убыточности ОСАГО как-то подозрительно контрастируют и с ростом рекламных бюджетов страховых компаний (последние активно пропагандируют этот вид услуг), и с серьезностью, с какой РСА сражается за "обязаловку" как в парламенте, так и в Верховном суде. Некоторые политики умудрились создать на борьбе с этой проблемой образ народного заступника и обновить депутатский мандат. Однако в целом автовладельцы, с какой бы неохотой они не шли в офисы страховщиков и как бы не поругивали ОСАГО, пока не склонны к массовому саботажу закона (что касается цифр застраховавшихся на данный момент, то они в пределах ожидавшихся). Какой станет ситуация после 1 января - посмотрим. Алексей ВИНОГРАДОВ
Вся пресса за 16 декабря 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 июня 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 25 июня 2025 г.
В какие страны россияне чаще всего оформляют страховку? Топ-5 направлений

|
|
Газета.Ru, 25 июня 2025 г.
Россиянам объяснили, кому имеет смысл покупать полис ДМС

|
|
Национальное аграрное агентство, 25 июня 2025 г.
За 5 месяцев агростраховщики перечислили аграриям рекордные выплаты

|
|
Газета.Ru, 25 июня 2025 г.
Вандалы стали чаще портить автомобили в России

|
|
Автоновости дня, 25 июня 2025 г.
Нашествие хулиганов: россиянам начали чаще портить автомобили

|
|
Алтапресс.ru, 25 июня 2025 г.
В Алтайском крае будут судить банду автоподставщиков

|
|
ГТРК Воронеж, 25 июня 2025 г.
Камеры в Воронеже начнут охоту за таксистами без страховки

|
|
Autonews.ru, 25 июня 2025 г.
Выплаты по европротоколу повысят. Путин подписал закон

|
|
orenday.ru, Оренбург, 25 июня 2025 г.
50 000 рублей выплатит автосервис оренбуржцу

|
|
Transsibinfo.com, 25 июня 2025 г.
Как штрафы за отсутствие страховки изменят поведение водителей в Хабаровске

|
|
Известия, 25 июня 2025 г.
Дорожное нашествие

|
|
Известия, 25 июня 2025 г.
Без другого теста

|
|
Коммерсантъ, приложение, 25 июня 2025 г.
Беременность со страховкой

|
|
Российская газета, 25 июня 2025 г.
Страховщики и аграрии нашли компромисс в подходах к оценке ущерба

|
|
Медвестник, 25 июня 2025 г.
ФОМС разработал правила мониторинга страховых медорганизаций

|
24 июня 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 24 июня 2025 г.
ФФОМС предложил 12 критериев для мониторинга качества работы СМО

|
|
Российская газета онлайн, 24 июня 2025 г.
Путин утвердил новый размер выплат по Европротоколу при разногласиях

|
 Остальные материалы за 24 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|